«Летать Нельзя Бояться»

06.08.2015, Арабаджи Евгения
«Летать Нельзя Бояться»

Где начинается путешествие? В мыслях – в тот момент, когда формируется понимание, что мечта воочию увидеть семейство львов, пройтись по Трафальгарской площади или спрятать заветный листок в Стене Плача превращается в план действий. Первый пункт – выбрать направление. Второй – самостоятельно или с помощью турагента подобрать самый лучший тур или вариант размещения в пункте назначения. Третий шаг, тесно переплетающийся с первыми двумя, – решить, как добираться. И пока возможности телепорта для нас недоступны, выбор остается прежним – сухопутка, вода или воздух.

«Летать нельзя бояться»: если Ваша запятая застряла после второго слова – крепитесь. Сейчас Ваш страх будет разобран по полочкам и укомплектован в компактный чемоданчик, который Вы впредь будете сдавать в багаж. Пока и вовсе не выкинете.

Нет универсальных фобий. Есть, наверное, лишь одна общность у страхов – каждый человек чего-то боится или может испугаться.

Один скажет: я не боюсь пауков, но бормашинка приводит меня в ужас. Другой возразит: стоматологи лечат, а вот паук может сплести паутину у человека в ухе! Третий, посмеиваясь, промолчит, однако внутри съежится от ужаса предстоящего полета…

Существует даже клубы аэрофобов. Курсы по излечению, избавлению от страха летать. Терапевтические и поддерживающие группы. И такое же множество статей и советов тем, кому по необходимости или по упрямому желанию перебороть свои слабости предстоит лететь.

Покопавшись в разных источниках, предлагаем Вам подборку действенных методик, которые упростят Ваш страх, и Вы приблизитесь от паники у трапа к спокойствию на борту самолета. А там приблизится и наслаждение в небе.

Заранее позаботьтесь о своем комфорте. Учитывайте любую мелочь, которая позволит Вам сохранить уравновешенность. Верите в силу амулета на своей шее – сожмите его в руке. Страшно слышать звуки, сопровождающие начало полета? Наушник – Ваш союзник! Побалуйте себя обновкой в дьюти-фри. Если у Вас есть «счастливые» джинсы или кепка – надевайте их, не задумываясь. Шоколадная конфета, вовремя положенная в рот, или обычная жевачка – хорошее успокоительное, ведь глюкоза повышает стрессоустойчивость.

Удобное место для каждого индивидуально. Вам удобно сидеть в проходе – при покупке билета, выберите это место. Успокаивают ландшафты и тучи в иллюминаторе или наоборот надежные плечи соседей снижают нервозность? Аналогично. Возле выходов обычно больше места для вытянутых ног. Первые ряды позволят Вам выбрать себе закуску или напиток из всего ассортимента. Задние ряды хороши тем, что при неполной загрузке Вы можете оказаться без соседей. К тому же снизить тревожность поможет знание салона самолета – на сайте многих авиа-компаний есть схемы, позволяющие Вам отчетливее представлять местонахождение основных служб и доступа к важным местам (санузел, переходы между салонами разных классов, т.п.).

Если у Вас боязнь высоты – садитесь подальше от иллюминаторов, а при взлете и посадке сфокусируйтесь на одной точке перед собой.

Значительно повлиять на спокойствие пассажиров может сервис. Приветливая улыбка стюардессы добавит уверенности в том, что экипажу можно доверять. Ведь она знает пилотов лично – а, значит, раз летит с ними, то уверенна в своей безопасности. Однако, стоит помнить, что члены экипажа, даже будучи профессионалами, подвержены человеческому фактору. И их хмурые лица или перепалка сотрудниц аэрокомпании между собой могут касаться личных проблем или сломавшегося кипятильника. Катастрофы больше, чем отсутствие чая и кофе, Вам не светит.

Старайтесь помнить, что рядом с Вами живые люди. Эмпатия – способность сопереживать – двусторонняя штука. Вы можете настроиться на лад расслабленно и умиротворенно сидящего через проход соседа, а можете «поймать» паническую атаку своего ребенка или друга. Подумайте, что Вы можете и хотите послать в ответ – такое же спокойствие или еще более бурный ужас?

Фокус на другого человека и его ощущения отвлекает от собственных переживаний. Слышали о «комплексе Супермена»? В работе со страхами это верный спутник, ведь решить чью-то проблему часто легче, чем свою. А тут включается и самопомощь – передавая другому (даже пассивно) убеждение, что всё пройдет нормально и бояться нечего, Вы настраиваете и себя на равную волну. Даже если Вы сами нервничаете. Знаете, это как закон хорошего вранья – хочешь быть убедительным, лги, поверив в истинность того, о чем лжешь. В воздухе поможет.

Тем, кто медитативным методикам предпочитает действия – технологии дошли и до Ваших запросов. Существует ряд игр для телефонов и планшетов, специально разработанных для успокоения нервничающих пассажиров. Водить пальцем по сенсорному экрану и решать усложняющуюся с каждым уровнем задачу – это Вам и тактильно-моторное упражнение, и сосредоточенность переключается с процесса перелета на процесс более привычный и безопасный.

Для любителей ярких ощущений: выбивайте клин клином. Во многих городах есть аэродромы со специальными курсами или разовыми пробными полетами. Сколько Вашего страха перед пассажирским самолетом останется после «мертвой» петли? Вот именно.

В Сети можно найти книги и пособия, изданные бывалыми и действующими пилотами/бортпроводниками/частыми путешественниками. Если Вам не помогли форумы, однако чужой опыт вызывает больше доверия, чем учебник по аэродинамике, - читайте! Профессионалы своего дела на живых примерах и жизненных ситуациях объяснят Вам и природу каждого воздушного явления (например, турбулентности), и причины возникновения паники.

Приведем цитату из подборки вопрос-ответ, где опытный пилот отвечает на вопросы пассажиров:

«...Среди тех, кто страшится полетов, можно выделить три яркие, конкретные группы:
Первая группа – это люди, которые опасаются самолётов, но при благоприятных условиях (хорошая, солнечная погода, красивый, чистый, ухоженный, внушающий уверенность самолёт, спокойный, плавный полёт, седой, с мужественным лицом капитан и т.д.) переносят полёт без волнения.
Вторая группа – это неуравновешенные, в нестандартной обстановке (не соответствующей их воображению) склонные к панике пассажиры.
И третья, самая опасная и неуправляемая часть — истерики. Паникёры по своему складу характера изначально.
Если первые при не благоприятных, с их точки зрения, событиях (болтанке, сильном дожде, махании самолёта крыльями, изменении звука работы двигателей, всполохам молний за бортом) начинают чутко прислушиваться к звукам, скрипам, вглядываться в иллюминатор и очень напрягаются. То вторые, в такой же точно ситуации, находятся на грани паники. У них холодеют конечности, выступает пот, повышается кровяное давление, зашкаливает пульс. Ещё чуть-чуть и они потеряют над собой контроль. Достаточно одной искры.
Ну, а что же третья группа? Как правило, они уже в аэропорту начинают нервничать и агрессивно реагировать на «бытовые» мелочи. Мужчины часто просто напиваются, а женщины проявляют повышенную возбудимость и претенциозность (багаж не правильно упаковали, регистраторша – хамка, булки и колбаса в буфете не свежие). Эта группа пассажиров, входящая на борт воздушного судна, внутренне уверенна, что они в этом рейсе непременно разобьются – и спасения нет. Они начинают скандалить, цеплять всех и придираться. Где то внутри себя такой пассажир надеется, что рейс отменят – и он никуда не полетит! Вот именно сейчас, или, в крайнем случае, через минуту, он покинет этот ненавистный самолёт. Это неосознанное, неконтролируемое поведение является защитной реакцией организма на эмоциональное перенапряжение нервной системы.
Человек фактически не владеет собой, и только инерция толпы заставляет его пройти по салону и сесть в кресло.
Все страхи людей возникают по двум объективным причинам. Первое это неизвестность и вторая – боль. И если боль в самолёте причинить, в принципе, ничто не может (если конечно не удариться головой об полку или ногой об кресло), то неизвестность пугает неизменно.
Накачка человека в обычной жизни жуткими страшилками СМИ о катастрофах, пьяных пилотах, ржавых самолётах с американских помоек, делает свое дело. Ежедневно льющиеся с экранов ТВ, с газетных полос, с информационных сайтов интернет сети "чернухи", вселяет в разум неуверенность и страх.
Ну и действительно, что должен подумать человек, если сидя в самолёте, при запуске двигателя внезапно погас свет, двигатель сделал пиииуууу… и стало тихо?..
Первые, вторые, а особенно третьи моментально замолкают и каменеют, через пару минут свет загорается и всё начинается сначала. И снова: свет — пиииууу — тишина.
У третьих начинается паника. Инстинкт самосохранения берёт верх, выделяется сумасшедшая доза адреналина, "клиент" готов!
А в это время ещё одна попытка запуска (из трёх возможных по техническим ограничениям) и снова неудача…
У человека "срывает крышу" и дальше он не подвластен сам себе. Вскакивает с кресла, начинает кричать, что бы его выпустили, рвётся в кабину или к выходу. Это заразно! Те, кто хоть как то ещё владели собой секунду назад (те, кому искры достаточно), тоже "потеряны для общества". На борту возникает цепная реакция…».

Исходя из этого, старайтесь осознанно подходить к своему восприятию происходящего вокруг. Тут два варианта – либо Вы доверяете свою жизнь пилоту, как, например, водителю такси или метро, не вдаваясь в технические подробности и примеряя роль ведомого, либо изучаете максимальное количество талмудов об обустройстве и действии турбин, двигателей и клапанов, чтобы знать, как и почему многотонная махина парит в воздухе подобно птичке.

Второй метод подойдет людям со склонностью искать логические или причинно-следственные связи происходящего, и это их успокаивает. Так мозг тоже своеобразно переключается с панических предсказаний «что же будет» на «так, сейчас кнопка зажигания посылает импульс, а там…». Понимаю – значит, контролирую, - вот как это работает.

Людям с образным мышлением можно попробовать сосредоточить внимание на общей картине – как самолет поднимается в небо, как это выглядит с земли, как – из иллюминатора, как легко чувствуют себя в полете птицы и т.п.

Опять же, если спокойнее фокусироваться на результате – благополучном прилете – фокусируйтесь. Если нужно быть «здесь и сейчас – позвольте себе иллюзию со-контроля, будто Вы своим пониманием и выдержкой напрямую влияете на позитивность исхода полета. Вы ведь точно не дадите этому самолету сплоховать!

Негативные ассоциации и мысли тоже не облегчат Вам участь. Перед полетом, если Вы отмечаете за собой мнительность и подверженность впечатлению страшилками, ограничьте поступление любой информации о полетах. Не смотрите новости, не читайте о неудачных рейсах и уж точно держитесь подальше от тематических форумов. Лишнее визуальное напоминание о Ваших сомнениях, да еще и возможность «приобрести» новые – это точно обеспечит Вас мандражем и накрученностью.

Кстати, употребление кофе и кофеиносодержащих напитков тоже лучше ограничить. Это возбудители нервной системы, повышающие восприимчивость. Так же и алкоголь – пресловутые «сто грамм» одного успокоят, второго – наоборот. И будьте осторожны с лекарственными препаратами. Опасно комбинировать их с выпивкой  - помните, что в воздухе и на высоте меняется давление и влажность, что влияет на работу организма. Мешая таблетки с возбудителями – Вы мешаете организму естественно приспосабливаться к новым условиям. Плохое самочувствие не станет панацеей от боязни полета.

Напоследок, многим помогает крепкий сон или постоянная деятельность. Или чередование. Ноутбук, на котором Вы заканчиваете роман или отчет, скетчбук с неоконченным рисунком, планшет с последней версией Call of Duty, томик стихов Шевченко или кубик Рубика. Займите себя полезным и увлекательным делом. Верующим людям обязательно поможет молитва, произнесенная про себя. Глубокое, размеренное дыхание при взлете и посадке также сохранит пару десятков нервных клеток.

Пробуйте все средства – и Вы найдете тот, который поможет Вам победить аэрофобию.

 

Всякий страх имеет под собой психологическую подоплеку. Поэтому важно не пускать боязнь на самотек, а работать с ней. И тогда мир предстанет перед Вами во всем своем изобилии.

Согласитесь, свобода передвижения – это свобода выбора!